ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«Эти удивительные морские животные»
Программное содержание
-Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять.
-Развивать наглядно - образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
-Воспитывать желание познавать и беречь природу, поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя.
Предварительная работа:
-Беседы на темы: «Океаны», «Обитатели моря».
-Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского». -
- Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана».
Методы:
- словесный (приглашение, объяснение, пояснение)
- наглядный (показ способа действия, рассматривание, демонстрационное)
- игровой (воображаемая ситуация)
Приемы:
- активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность) обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала
Оборудование:
Выставка поделок из даров моря, музыкальное сопровождение, компьютер.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети под музыку входят и садятся на стульчики
ВОСПИТАТЕЛЬ: У каждого человека есть мечта! В холодный осенний денек очень хочется помечтать о море. Летом оно тёплое, ласковое. Море прекрасное, море сильное, море огромное. Оно восхищает и удивляет. Оно живое.
1 СЛАЙД МОРЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня я хочу пригласить вас прикоснуться к моей мечте. Я всегда хотела увидеть подводный мир. Он, очень красив и напоминает сказку. И мне кажется, вы со мной согласитесь, когда увидите этот волшебный мир. Хотите отправиться глубоко - глубоко в море и узнать какие богатства есть на дне морском? /ответ детей/
Тогда отправляемся в путешествие.
Но что же нам надо сделать чтобы опуститься на дно морское? /ответ детей/
А сейчас мы оденем акваланги и превратимся в АКВАЛАНГИСТОВ. Для выхода в море у аквалангистов есть специальное снаряжение.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
Как у гуся ласты
На его ногах,
Он, обычно, в маске
Или же в очках,
Сзади — два баллона,
В баллонах — кислород,
И, как - будто рыбка,
Он в воде плывёт.
Кажется, все готовы! Отправляемся в путешествие на морское дно.
Музыка /дети садятся на ковер перед экраном/
ВИДЕО « ПОДВОДНЫЙ МИР»
Комментарии воспитателя: Там, в глубине – в пучине вод – плывут по своим делам морские жители. Обратите внимание на раскраску. Они не только разные на вид, но и ещё двигаются по – разному.
2 Слайд МЕДУЗА
1 РЕБЕНОК: Медузы живут на дне, имеют форму зонтика или колокола. По краям есть щупальца. А двигаются, как реактивный самолёт или ракета, выталкивая воду из зонтика. Питаются планктоном.
2 Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми. Однако красота медуз бывает обманчивой. Ведь все медузы ядовиты, есть медузы, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги и боль.
Дети выполняют упражнение Л.М.П. «Медуза». ( стихи Н.В.Нищевой)
Медуза на зонтик /И.п. – стоя, руки внизу, затем руки через стороны вверх,
соединить округлые руки;
Прозрачный похожа, /наклон вправо, влево;
На гриб, /присесть;
Парашют, /встать, руки развести в стороны;
И на юбочку тоже. /полуприсед с поворотом, «держим юбочку» руками;
Порхает как бабочка /кружение с движением рук вверх, в стороны;
В чистой воде.
Ты в море медузу /покачивание руками вправо, влево;
Увидишь везде. /соединить руки вверху.
3 слайд МОРСКОЙ КОНЕК
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку,
За коралловый пенек
Хочет сесть в воде конек,
Но не получается-
Все в воде качается? Ребята, кто это?
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Лошади бывают разного цвета, разной масти - гнедые, вороные, буланые. А морской конёк?
РЕБЕНОК У него своего постоянного цвета нет. Сядет на бурую водоросль - сам станет бурым, сядет на зелёную - позеленеет Морской конек - небольшая рыба напоминает шахматную фигурку коня. Вот ее и назвали морским коньком. У морских коньков деток воспитывает папа. Морской конек плавает только в вертикальном положении, а хвостом цепляется за морские водоросли
Дети выполняют упражнение Л.М.П. «Морской конёк» (стихи Ю.Парфёнова)
Плавал быстро, /И.п.- стоя, руки согнуты перед грудью; имитация
плавания «брассом», колени сгибаются одновременно с
5 СЛАЙД МОРСКОЙ ЕЖ
РЕБЕНОК Это морской ёж. У него есть панцирь, на нём подвижные иголки. Есть
маленькие ножки, с помощью игл и ножек он двигается. Живет на самом дне,
а питается водорослями с камней и личинками.
Дети выполняют упражнение Л.М.П. «Морской ёж» (стихи Л.Кошкаровой)
Ёж колючий, и притом /И.п. – сед в группировке, голова опущена; поднимаем голову,
руки к голове, растопырив пальцы; и.п. (2раза);
Он живёт на дне морском. /отвести правую руку в сторону вниз; отвести левую руку в
сторону вниз;
Есть два глаза, /показать глаза, соединив пальцы в кружки;
Нос /показать нос указательными пальцами;
И рот, /показать рот, приставив к уголкам губ указательные пальцы;
Нету ног, а он идёт. /перекаты на спине (2раза);
Как передвигается? /приподнять плечи, показать недоумение (2раза);
Он, как мяч, катается. /круговые движения согнутыми руками перед грудью.
ВОСПИТАТЕЛЬ: У кого ноги растут из головы? ( ответ детей)
6 СЛАЙД ОСЬМИНОГ
РЕБЕНОК У осьминога ноги растут прямо из головы, их у него восемь. По правде
говоря, это не ноги вовсе, а скорее руки – щупальца с присосками, которыми
удобно хватать добычу. Защищаясь от врагов, он выпускает облачко чернильной
жидкости.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
«Жил осьминог со своей осьминожкой и было у них осьминожков немножко…» удивительная была семейка хочу вам сказать!
Все они были разного цвета:
Первый - зеленый,
Второй - фиолетовый
Третий, как зебра весь полосатый,
Черные оба - четвертый и пятый,
Шестой - темно - синий
От носа до ножек,
Желтый - прежелтый
Седьмой осьминожек,
Восьмой - словно спелая ягода –
Красный...
Словно не дети
А тюбики с краской.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
(воспитатель раздает детям медальоны)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте немного поплаваем
7 СЛАЙД МОРЕ
Танец “Осьминожки”
/по окончании танца звучит тревожная музыка, дети присаживаются и замирают
В центр круга выходит ребёнок с эмблемой, изображающей акулу.
Проводится подвижная игра «Акула». (Стихи Л. Кошкаровой)
Дети стоят на «мостике» - доске, говорят слова:
Вот Акула – Каракула распахнула злую пасть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Не боитесь ли, ребята, вы акуле в пасть попасть?
ДЕТИ: Всякий житель моря знает,
С ним акула не играет.
/ После слов звучит музыка и акула догоняет детей, по окончании музыки дети садятся на стульчики./
ВОСПИТАТЕЛЬ
Что за звёзды в глубине
На песке лежат на дне?
На вопрос ответить просто
На песке ….
Дети: морские звёзды
8 СЛАЙД МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ
Дети: это – морская звезда. Она очень похожа на звезду. Движется она очень медленно, обитает на дне, не прячась от врагов. Она очень ярко окрашена и похожа на цветок. Эти животные - хищники. Сначала может показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно.. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
ВОСПИТАТЕЛЬ Давайте представим, что мы морские звезды и послушаем как звучит море.
/звучит музыка море/
9 СЛАЙД МОРЕ
Упражнение «Морская звезда» с элементами релаксации Дети ложатся на спину, свободно раскинув руки и ноги, лежат в расслабленном состоянии, слушая музыку
Звучит тревожная музыка появляется Морской Царь
Морской Царь Слышу шум на дне морском
Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Дворец мой в море – океане,
Полы сверкают жемчугами.
Кто меня разбудил
И море моё замутил?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с детьми отправились в морское плаванье, чтобы узнать о жизни
морских обитателей.
МОРСКОЙ ЦАРЬ: Я хозяин глубин морских, Морской Царь, не всем я показываю жителей своего подводного царства, а только очень смелым. А вы я вижу умные, ловкие, находчивые ребята. Очень хочется мне похвастаться перед вами красотами и чудесами моего подводного царства. Есть у меня не только звезды морские но и….,
10 СЛАЙД РЫБА –МЕЧ
/ответ детей/
МОРСКОЙ ЦАРЬ: рыба – меч самое быстрое из всех животных на планете. Она плавает со скоростью автомобиля/
Проводится д/и «Кто живет на самом дне моря?»
/На экране слайды морских обитателей, дети называют /
11 рыба - молот,
12 рыба – луна,
13 крылатка
14 скат
15 рыба пила
МОРСКОЙ ЦАРЬ: Пойдем дальше. Я вам кое-что еще покажу. Посмотрите, что это за трава растет у меня на дне моря?
Дети отгадывают загадку «На травку похожа, но корешков нет, вынешь из воды вянет»
16 слайд водоросли.
МОРСКОЙ ЦАРЬ: А что вы знаете про это животное?
17 слайд дельфин
Ребенок: дельфин, самое умное морское животное. Дрессированные дельфины
выступают в морских цирках, прыгают через обруч, играют с мячом.
Дельфины никогда не оставят сородича в беде, раненому или больному
помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Питаюсь я рыбами,
моллюсками, раками.
МОРСКОЙ ЦАРЬ: Какие умные сообразительные ребята!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А нам, ваше величество, очень у вас в подводном царстве интересно! Давай мы тебя повеселим. Дети будут показывать морских обитателей, а ты морской царь, будешь отгадывать.
СЛАЙД МОРЕ
Игра «Море волнуется».
/ звучит музыка, дети плавают, Царь называет морских обитателей /
МОРСКОЙ ЦАРЬ: Так хорошо моих обитателей показывали. Повеселили меня. Я очень рад, что вы, ребята, побывали у меня в гостях, в подводном царстве. За то, что вы такие любознательные, смелые, ловкие я подарю вам на память морские сувениры. /отдает детям сундучок/
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте посмотрим, что в сундучке. Настоящие морские раковины (раздаёт по одной каждому ребёнку). Какие они красивые. Ребята, смотрите, а вот и наши рыбки! Оказывается, они к тебе, Морской царь уплыли, из нашего аквариума!
МОРСКОЙ ЦАРЬ: Это ещё не все чудеса. Сколько их ещё в глубинах морских лежит. Ребята, оставайтесь у меня.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Нет. ваше морское величество, нам пора возвращаться в детский сад.
МОРСКОЙ ЦАРЬ: Ну что же, тогда до новых встреч (уходит).
ВОСПИТАТЕЛЬ: До свидания, Морской царь. Полюбовались морскими жителями, а теперь поднимаемся на поверхность.
Звучит музыка / экран гаснет, дети проходят на стульчики/
Приплыли. Снимаем акваланг.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот наше путешествие окончено, но я думаю, что мы еще отправимся в путешествие к морским обитателям и узнаем еще много интересного. Понравилось вам путешествие? Кого бы вы хотели встретить в море? Какой морской обитатель вам больше всего понравился? /ответы детей/
В конце праздника можно вручить всем присутствующим небольшие сувениры.